Деловое сообщество
Республики Узбекистан, поддерживая проводимые в стране антикоррупционные реформы,
а также руководствуясь лучшими международными стандартами и принципами, видит свою
миссию в выявлении и исключении коррупции в бизнес среде, в торговле, предотвращении
злоупотребления властью или должностными полномочиями.
Мы, предприниматели
Республики Узбекистан, в целях создания благоприятной бизнес среды и привлекательного
инвестиционного климата, намерены внедрять антикоррупционные принципы, основанные
на законности, открытости и прозрачности, а также систему выявления и предотвращения
коррупции как во взаимоотношениях с органами государственной власти, так и в частном
секторе.
Добровольно
присоединяясь к настоящей Хартии, Мы всецело поддерживаем принцип нулевой терпимости
к коррупции, вне зависимости от форм и способов ее проявления, содействуем выявлению
коррупционных действий и принимаем на себя моральную и правовую ответственности
за ее реализацию.
Хартия применима
ко всем субъектам предпринимательства, действующим на территории Республики Узбекистан,
включая их дочерние предприятия, представительства, осуществляющие деятельность
на территории иностранных государств, независимо от их правовой формы, сферы деятельности,
дохода и количества сотрудников.
I. Корпоративное управление
Предприятия
внедряют практику корпоративного управления, антикоррупционных программ и иных
программ по предотвращению коррупции.
Предприятия
разрабатывают антикоррупционные программы исходя из специфики своей деятельности
и присущими ей коррупционными рисками.
Программой
по противодействию коррупции четко определяются принципы по:
предотвращению и устранению конфликта интересов;
внедрению системы оценки рисков;
обучению персонала антикоррупционным действиям;
установлению антикоррупционных стандартов
деловой этики в отношениях с партнерами, клиентами;
предотвращению коммерческого подкупа;
правилам осуществления пожертвований, спонсорства,
благотворительности и т.д.
Предприятиями
уделяется особое внимание предотвращению корпоративной коррупции, при которой должностные
лица злоупотребляют своим служебным положением в целях личной выгоды.
Руководство
предприятия служит примером ответственного поведения и придерживается политики абсолютной
нетерпимости в отношении проявления любых форм и методов коррупции.
Реализация
стратегии управления рисками и антикоррупционной программы соответствия основывается
на стремлении руководства предприятия создать культуру ведения бизнеса на принципах
законности, добропорядочности, прозрачности и профессионализма.
Указанное
обязательство принимает форму внедрения системы выявления и предотвращения коррупции,
а также корпоративного кодекса поведения. Корпоративный кодекс поведения свидетельствует
о том, что руководство предприятия принимает решение по выявлению и предотвращению
коррупции.
Руководством
предприятия определяются лица, ответственные за реализацию антикоррупционной политики
предприятия, основанной на эффективной и актуальной системе управления рисками.
Указанные
лица, осуществляют мониторинг и оценку результатов выполнения антикоррупционных
программ с участием органов внутреннего контроля и аудита. Результаты проведенных
антикоррупционных программ отображаются в отчетности предприятия.
В рамках внедрения
внутренних антикоррупционных программ, предприятия взаимодействуют с уполномоченными
государственными органами и отраслевыми ассоциациями, членами которых они являются.
II. Внедрение антикоррупционных
мер в трудовых коллективах
Предприятиями
разрабатываются дисциплинарные правила в целях вовлечения работников предприятий
в процесс предотвращения коррупции и выполнения внутренних антикоррупционных программ.
Антикоррупционные
меры внедряются во все сферы деятельности предприятия, включая процедуры управления
персоналом, в том числе в процессе найма и назначения всех сотрудников предприятия.
Предприятия
предусматривают обучение своего персонала основам антикоррупционного поведения
с учетом их должностных обязанностей, а также принимают меры по обучению работников
непосредственно работающих в сферах с высоким риском коррупции.
Предприятиями
разрабатывается система информирования работодателя о случаях коррупционных правонарушений
и о фактах склонения сотрудника к совершению коррупционных действий.
Сотрудникам
предоставляются каналы и формы сообщения о коррупционных действиях, порядок и сроки
их рассмотрения.
Сотрудникам,
сообщившим о коррупционных действиях, а также отказавшимся участвовать в них, руководством
предприятия гарантируется полная конфиденциальность, и что полученные сведения о
подозреваемых или подтвержденных случаях коррупции не повредят карьерным перспективам
информатора, а также они не будут подвергаться преследованиям, дискриминации или
иным дисциплинарным мерам.
Информация
о сотрудниках, участвовавших в коррупционных действиях, предоставляется в правоохранительные
органы для дачи правовой оценки их действиям, и в случае подтверждения, не допускается
их последующая работа в предприятии.
III. Взаимоотношения с партнерами,
контрагентами и клиентами
Предприятия
основывают свои отношения с партнерами, контрагентами, государственными органами
и иными третьими лицами в соответствии с антикоррупционными принцами поведения.
Предприятиями
принимаются меры по информированию всех заинтересованных лиц о проводимой ими антикоррупционной
политике.
Наличие антикоррупционных
программ рассматривается как важный фактор при установлении договорных отношений.
При необходимости предприятия предоставляют письменное заверение о применении эффективных
антикоррупционных принципов своим партнерам, контрагентам и клиентам, и при их нарушении
в своих взаимоотношениях, могут использовать это как основание для прекращения сотрудничества
с ними.
Предприятия
не допускают применение действий, ограничивающих здоровую конкуренцию, передачи
и получения лично или через посредников незаконной выгоды и преимущества должностному
лицу, сотруднику или руководителю другого предприятия, за их действие или бездействие,
нарушающие установленные антикоррупционные обязательства.
В случае обнаружения
коррупционных действий в поступках партнеров, контрагентов и клиентов, предприятия
незамедлительно информируют правоохранительные органы о фактах коррупционных действий.
IV. Взаимное сотрудничество
в обеспечении правосудия и законности
Предприятия
оказывают содействие правоохранительным органам в борьбе с коррупцией, путем предоставления
необходимой информации для проведения объективных проверок и иных установленных
законом надзорных функций в области противодействия коррупции.
Не допустимо
в интересах предприятия использование каких-либо неправомерных действий, направленных
на предоставление преимущества, выгоды, предложений и обещаний должностным лицам
государственных органов за действия, противоречащие их должностным обязательствам.
Предприятия
не участвуют в приобретении, хищении, утаивании и реализации имущества, полученного
путем коррупционных действий.
Предприятия
оказывают содействие правоохранительным органам в выявлении и устранении условий
способствующих совершению коррупционных действий, путем предоставления информации
об известных им коррупционных действиях для разработки стратегиипо их выявлению
и предотвращению.
V. Процедуры закупок
Субъекты предпринимательства
осуществляют закупки на принципах законности, прозрачности, здоровой конкуренции,
беспристрастности и недопущения коррупционных правонарушений. Данные принципы применяются
на всех этапах процесса закупок.
Предприятия
определяют ответственного лица для внутреннего контроля и устранения конфликтов
интересов при участии в государственных закупках.
Субъекты предпринимательства
исключают приобретение товаров и услуг у посредников, в случаях наличия возможности
приобретения данных товаров или услуг у производителей или официальных представителей.
При участии
субъектов предпринимательства в государственных закупках, не допускается недобросовестная
конкуренция и конфликт интересов, в том числе подкуп должностных лиц государственных
органов, негосударственных коммерческих организаций или других неправительственных
организаций.
Не допускаются
согласованные действия и соглашения между субъектами предпринимательства, которые
конкурируют друг с другом или являются потенциальными конкурентами на товарных или
финансовых рынках.
Предприятия
своевременно уведомляют компетентный орган, если им становится известно о мошенничестве,
фальсификации и других правонарушениях, связанных с коррупцией в процессе государственных
закупок.
Субъекты предпринимательства,
в случае нарушения правил процедур закупок другой стороной, имеют возможность оспаривания,
обжалования и применения иных методов правовой защиты.
VI. Коммуникационная политика
Субъекты предпринимательства
принимают внутреннюю и внешнюю коммуникационную политику, соответствующую ее структуре
и сфере деятельности, в целях предотвращении несоответствующих и незаконных внутренних
и внешних запросов.
Субъекты предпринимательства
информируют всех своих сотрудников и внешних партнеров о своей политике по предупреждению
и выявлению коррупции, а также об основных направлениях программы ее соблюдения.
VII. Внутренняя система информированияо
нарушениях
Внутренняя
система информирования о нарушениях является частью Антикоррупционного кодекса
поведения. Система собирает информацию
от сотрудников
о поведении или ситуациях, которые не соответствуют кодексу и могут представлять
собой коррупционные действия.
Внутренняя
система внедряется предприятиями в целях предоставления сотрудникам возможности
сообщать о потенциально несоответствующем поведении или ситуациях, которые могут
представлять собой коррупционные действия.
Внутренняя
система информирования о нарушениях включает следующее:
роль и функции ответственного лица, который
направляет и консультирует сотрудников об антикоррупционной политике предприятия;
меры, направленные на обеспечение анонимности
заявителей, конфиденциальности предоставляемой информации и лиц, указанных в них;
процедуры общения с заявителем;
меры, принятые для уведомления заявителя
о завершении разбирательства и, при необходимости, лиц, на которых распространяется
действие разбирательства;
принятые меры для обеспечения конфиденциальности
предоставленной информации, которые могут быть использованы для идентификации заявителя
и лиц, участвовавших в выявлении коррупционных действий;
меры по обработки анонимных сообщений с участием
анонимных заявителей.
Выявленные коррупционные действия, впоследствии могут быть использованы в картировании рисков предприятия.
VIII. Картирование корупционных
рисков
Предприятия
применяют картирование рисков, в целях выявления факторов, влекущих коррупционные
действия в предприятии, для защиты его от правовых, экономических и финансовых
последствий.
Картирование
коррупционных рисков осуществляется посредством объективного, структурированного
и документированного анализа возможных коррупционных рисков в деятельности предприятия.
Картирование
коррупционных рисков оценивает, и определяет приоритеты по выявлению и устранению
коррупционных рисков, в целях обеспечения эффективности и соответствия антикоррупционной
программе предприятия.
IX. Внутренний контроль и бухгалтерский
учет
Внутренний
контроль – система мер, организованная на основе принятой учетной политики руководителем
предприятия с целью обеспечения законности, экономической целесообразности осуществления
хозяйственных операций, сохранности активов, предотвращения и выявления случаев
хищения и ошибок при ведении бухгалтерского учета, составления финансовой и иной
отчетности.
Предприятия
организуют и осуществляют внутренний контроль.
Бухгалтерский
учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения бухгалтерской
информации путем сплошного, непрерывного, документального учета всех хозяйственных
операций, а также составление на ее основе финансовой и иной отчетности.
Процедуры
внутреннего контроля и бухгалтерского учета являются важным средством защиты, которые
помогают предприятиям управлять коррупционными и иными рисками.
Предприятие
контролирует правильность и надлежащее исполнение своих финансовых операций и предотвращает
следующие действия:
формирование неформального отчета;
проведение операций, не учитываемых или запрещенных
действующим законодательством;
ведение учета несуществующих расходов;
умышленное уничтожение бухгалтерских и иных
документов раньше срока, предусмотренного законодательством.
X. Антикоррупционный кодекс поведения
Антикоррупционный
кодекс поведения свидетельствует о намерении предприятия взять на себя обязательства
по выявлению и предотвращению коррупции.
Текст Антикоррупционного
кодекса поведения излагается лаконично, простым и ясным языком, исключающим возможность
различного толкования. Не допускается употребление устаревших и многозначных слов
и выражений, образных сравнений, эпитетов, метафор.
Антикоррупционный
кодекс поведения инициируется руководством предприятия.
В Антикоррупционном
кодексе поведения излагаются основные принципы, меры и обязательства предприятия
по выявлению и предотвращению коррупции.
Положения
Антикоррупционного кодекса поведения касаются различных типов поведения, с которыми
сотрудники могут столкнуться в результате хозяйственной деятельности предприятия.
Антикоррупционный
кодекс поведения определяет запрещенные типы поведения и действия предприятия и
его сотрудников, которые допускают возникновение признаков коррупции.
Антикоррупционный
кодекс поведения может относиться к внутренним корпоративным инструкциям, которые
детально определяют меры по противодействию коррупции, основанные на картировании
рисков, а также действия, необходимые для управления ситуациями высокого риска допущения
коррупции.
В Антикоррупционном
кодексе поведения определяются формы и методы коррупции, в том числе дарение дорогостоящих
подарков, осуществление платежей за содействие и лоббирование, спонсорства, конфликт
интересов и т.д.
Антикоррупционный
кодекс поведения предусматривает дисциплинарные меры за поведение, несоответствующее
обязательствам и принципам предприятия по борьбе с коррупцией.
Антикоррупционный
кодекс поведения также определяет внутреннюю систему информирования сотрудников
о коррупционных действиях или ситуациях.
XI. Порядок присоединения и
реализации хартии
Хартия открыта
к присоединению всех субъектов предпринимательства, осуществляющих свою деятельность
на территории Республики Узбекистан, вне зависимости от их правовой формы, сферы
деятельности, дохода и количества сотрудников.
При присоединении
к Хартии, субъекты предпринимательства принимают на себя обязательства по реализации
положений Хартии.
Для присоединения
к Хартии, субъекты предпринимательства направляют в Торгово-промышленную палату
Узбекистана уведомление о присоединении к Хартии.
Торгово-промышленная
палата Узбекистана ведет единый реестр участников Хартии, который также публикуется
онлайн на ее официальном сайте.
В целях проведения
мониторинга исполнения субъектами предпринимательства положений Хартии, Торгово-промышленной
палатой Узбекистана создается Комиссия, в состав которой могут входить и объединения
субъектов предпринимательской деятельности. Комиссия:
разрабатывает рекомендации по реализации
положений Хартии;
производит мониторинг реализации положений
Хартии;
публикует информацию о результатах мониторинга
внедрения субъектами предпринимательства положений Хартии;
публикует по итогам мониторинга рейтинг предприятий,
успешно реализовывающих положения Хартии;
устанавливает порядок выдачи участникам Хартии
свидетельство результатах внедрения ими положений Хартии.
Торгово-промышленной палатой Узбекистана принимается решение о приостановлении членства участников Хартии (сроком на год) или полное исключение из указанного реестра субъектов предпринимательства, нарушающих положения Хартии.
Мы выражаем
согласие с тем, что Торгово-промышленная палата Республики Узбекистан на основе
принципов открытости и прозрачности будет рассматривать вопросы, связанные с реализацией
положений Хартии.
XII. Заключительные положения
Подписывая
данную Антикоррупционную хартию, выражаем свою готовность последовательно
реализовывать и следовать положениям настоящей Хартии в целях предупреждения и
противодействия коррупции.
Положения
и принципы настоящей Хартии применимы в равной степени к субъектам
предпринимательства, вне зависимости от формы собственности, размера, сферы
деятельности и места деятельности.
Субъекты предпринимательства выражают свою готовность применять принципы
данной Хартии как в отношениях между партнерами, контрагентами и клиентами, так
и в отношениях с государственными органами.