July 30, 2020

Имеет ли право госорган расторгнуть лицензионный договор с предпринимателем в одностороннем порядке?

Ни для кого не секрет, что пандемия COVID-19 стала настоящим испытанием для деловой среды во всем мире. По состоянию на 20 апреля 198 969 или 80% субъектов предпринимательства приостановили свою деятельность, более полумиллиона людей потеряли свою работу. В связи с пандемией 13 тыс. предприятий общепита, 45 тыс. - торговли, 19 тыс. - сервисных, 7 тыс. транспортных предприятий остановили деятельность или потеряли в выручке. 

Правительство принимает всевозможные меры для максимальной поддержки бизнеса, однако и без того сложная ситуация ухудшается из-за действий некоторых государственных органов. 

Так, к примеру, ООО «KRASNOGORSK STONE» занимается добычей нерудных полезных ископаемых.

Как того и требует закон, на осуществление данной деятельности у компании имелась лицензия, выданная ей в 2017 году. Однако, сотрудники Госкомгеологии приняли решение о прекращении действия лицензии компании, объясняя это наличием нарушений в использовании земельного участка. Данные нарушения были выявлены во время проверки деятельности ООО «KRASNOGORSK STONE», которую устроили сотрудники Ш. Сагдуллаев и А. Хаккулов. По окончанию проверки составлена справка, в которую было включено предложение по прекращении действия лицензии общества. 

Согласно вышеупомянутым лицам, предприниматель нарушил требования использования земельного участка, неполноценно выполнял свои обязательства по лицензионному договору, а также не предоставил отчётность за 2018-2019 года.

Как Госкомгеологии осуществляет контроль?

Одной из основных функций Госкомгеологии является осуществление контроля над соблюдением пользователями недр, установленных в лицензиях на право пользования участками недр, норм и правил в области проектирования работ по геологическому изучению недр. Однако стоит учитывать, что при этом проверяемые хозяйствующие субъекты имеют право располагать соответствующей информацией о проведении проверок их деятельности, а также требовать от проверяющих должностных лиц контролирующих органов решение специального уполномоченного органа, другие документы, являющиеся основанием для проведения проверки, знакомиться с документами, удостоверяющими личность проверяющих. 

Также, контролирующим органам следует выдавать проверяемым субъектам предпринимательства обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений. 

В случае с ООО «KRASNOGORSK STONE» предприниматель не был уведомлен о проводимом контроле на его территории, так как проверка осуществлялась посредством сбора документов и информации, не изучая при этом фактическую деятельность предпринимателя. 

Можно ли лишиться лицензии и не знать об этом?

Примечательно, что сам предприниматель узнал о прекращении действия своей лицензии спустя месяц после принятия решения, что, конечно же, вызывает подозрения в правомерности действий сотрудников Госкомгеологии.

При одностороннем расторжении договора, как в случае с вышеупомянутым лицензионным соглашением, по общим принципам необходимо уведомить об этом другую сторону. Стоит при этом также учитывать сроки уведомления. Так, решение лицензирующего органа о прекращении действия лицензии доводится до лицензиата в письменной форме не позднее чем через три дня со дня его принятия. Следовательно, контролирующий орган нарушил данную процессуальную формальность. 

Решение лицензирующего органа о прекращении действия лицензии может быть обжаловано в суд и в случае признания судом необоснованности прекращения действия лицензии лицензирующий орган несет перед лицензиатом ответственность в размере понесенного им ущерба.

Согласно закону, действие подобной лицензии может быть прекращено решением уполномоченного органа только в случае ликвидации субъекта предпринимательства. В иных случаях действие лицензии может быть прекращено решением суда или считается прекращенным при выполнении определённых условий. Данный пункт также был прописан в лицензионном договоре между обществом и Госкомгеологии. 

Представители ООО «KRASNOGORSK STONE» обратились за помощью к Бизнес-омбудсману. В целях восстановления лицензии общества Бизнес-омбудсман внёс на имя председателя Госкомгеологии  представление об устранении выявленных нарушений законодательства по соблюдению прав и законных интересов субъектов предпринимательства, причин и условий, им способствующих. Однако, Госкомгеологии проигнорировал данное представление, тем самым нарушив требование статьи 8 Закона об Уполномоченном. 

В результате, Бизнес-омбудсман внес исковое заявление в административный суд Мирабадского района  о признании решения рабочей группы Госкомгеологии недействительным.

В принятии решения суд учёл, что сотрудники Госкомгеологии не предоставили предпринимателю возможность выразить свое мнение по всем обстоятельствам, имеющим значение для принятия административного акта. Вместе с тем отмечалось отсутствие свободного доступа к информации об административных процедурах, а также ограничение прав предпринимателя лишь с целью соблюдения формальных правил и требований.

На основании вышеизложенного, суд удовлетворил исковое заявление Бизнес-омбудсмана и признал действия сотрудников Госкомгеологии незаконными, а пункт №41 Приложения №3 к Протоколу №7 заседания от 4 ноября 2019 года недействительным.

Заключение

Связь между развитием предпринимательства и ростом экономики проста: предприниматели внедряют инновационные идеи и стимулируют рост новых рабочих мест.

Однако в условиях карантинных ограничений сложно оставаться драйвером экономики и принести значительную прибыль. Когда предприниматель постоянно сталкивается с подобным беззаконием и несправедливостью, у него пропадает всякий интерес и желание заниматься бизнесом. Следовательно, необходимо поддержать предпринимателей в этот сложный период и не создавать им препятствий. 


Kasimov Dilmurod Sultanmuratovich

Business-ombudsman

An important aspect of the current reforms is not to find the shortcomings of entrepreneurs and punish them, but to teach them how to properly organize their work

Text to speech
Звуковое сопровождение