30 июля 2020 г.

Имеет ли право госорган расторгнуть лицензионный договор с предпринимателем в одностороннем порядке?

Ни для кого не секрет, что пандемия COVID-19 стала настоящим испытанием для деловой среды во всем мире. По состоянию на 20 апреля 198 969 или 80% субъектов предпринимательства приостановили свою деятельность, более полумиллиона людей потеряли свою работу. В связи с пандемией 13 тыс. предприятий общепита, 45 тыс. - торговли, 19 тыс. - сервисных, 7 тыс. транспортных предприятий остановили деятельность или потеряли в выручке. 

Правительство принимает всевозможные меры для максимальной поддержки бизнеса, однако и без того сложная ситуация ухудшается из-за действий некоторых государственных органов. 

Так, к примеру, ООО «KRASNOGORSK STONE» занимается добычей нерудных полезных ископаемых.

Как того и требует закон, на осуществление данной деятельности у компании имелась лицензия, выданная ей в 2017 году. Однако, сотрудники Госкомгеологии приняли решение о прекращении действия лицензии компании, объясняя это наличием нарушений в использовании земельного участка. Данные нарушения были выявлены во время проверки деятельности ООО «KRASNOGORSK STONE», которую устроили сотрудники Ш. Сагдуллаев и А. Хаккулов. По окончанию проверки составлена справка, в которую было включено предложение по прекращении действия лицензии общества. 

Согласно вышеупомянутым лицам, предприниматель нарушил требования использования земельного участка, неполноценно выполнял свои обязательства по лицензионному договору, а также не предоставил отчётность за 2018-2019 года.

Как Госкомгеологии осуществляет контроль?

Одной из основных функций Госкомгеологии является осуществление контроля над соблюдением пользователями недр, установленных в лицензиях на право пользования участками недр, норм и правил в области проектирования работ по геологическому изучению недр. Однако стоит учитывать, что при этом проверяемые хозяйствующие субъекты имеют право располагать соответствующей информацией о проведении проверок их деятельности, а также требовать от проверяющих должностных лиц контролирующих органов решение специального уполномоченного органа, другие документы, являющиеся основанием для проведения проверки, знакомиться с документами, удостоверяющими личность проверяющих. 

Также, контролирующим органам следует выдавать проверяемым субъектам предпринимательства обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений. 

В случае с ООО «KRASNOGORSK STONE» предприниматель не был уведомлен о проводимом контроле на его территории, так как проверка осуществлялась посредством сбора документов и информации, не изучая при этом фактическую деятельность предпринимателя. 

Можно ли лишиться лицензии и не знать об этом?

Примечательно, что сам предприниматель узнал о прекращении действия своей лицензии спустя месяц после принятия решения, что, конечно же, вызывает подозрения в правомерности действий сотрудников Госкомгеологии.

При одностороннем расторжении договора, как в случае с вышеупомянутым лицензионным соглашением, по общим принципам необходимо уведомить об этом другую сторону. Стоит при этом также учитывать сроки уведомления. Так, решение лицензирующего органа о прекращении действия лицензии доводится до лицензиата в письменной форме не позднее чем через три дня со дня его принятия. Следовательно, контролирующий орган нарушил данную процессуальную формальность. 

Решение лицензирующего органа о прекращении действия лицензии может быть обжаловано в суд и в случае признания судом необоснованности прекращения действия лицензии лицензирующий орган несет перед лицензиатом ответственность в размере понесенного им ущерба.

Согласно закону, действие подобной лицензии может быть прекращено решением уполномоченного органа только в случае ликвидации субъекта предпринимательства. В иных случаях действие лицензии может быть прекращено решением суда или считается прекращенным при выполнении определённых условий. Данный пункт также был прописан в лицензионном договоре между обществом и Госкомгеологии. 

Представители ООО «KRASNOGORSK STONE» обратились за помощью к Бизнес-омбудсману. В целях восстановления лицензии общества Бизнес-омбудсман внёс на имя председателя Госкомгеологии  представление об устранении выявленных нарушений законодательства по соблюдению прав и законных интересов субъектов предпринимательства, причин и условий, им способствующих. Однако, Госкомгеологии проигнорировал данное представление, тем самым нарушив требование статьи 8 Закона об Уполномоченном. 

В результате, Бизнес-омбудсман внес исковое заявление в административный суд Мирабадского района  о признании решения рабочей группы Госкомгеологии недействительным.

В принятии решения суд учёл, что сотрудники Госкомгеологии не предоставили предпринимателю возможность выразить свое мнение по всем обстоятельствам, имеющим значение для принятия административного акта. Вместе с тем отмечалось отсутствие свободного доступа к информации об административных процедурах, а также ограничение прав предпринимателя лишь с целью соблюдения формальных правил и требований.

На основании вышеизложенного, суд удовлетворил исковое заявление Бизнес-омбудсмана и признал действия сотрудников Госкомгеологии незаконными, а пункт №41 Приложения №3 к Протоколу №7 заседания от 4 ноября 2019 года недействительным.

Заключение

Связь между развитием предпринимательства и ростом экономики проста: предприниматели внедряют инновационные идеи и стимулируют рост новых рабочих мест.

Однако в условиях карантинных ограничений сложно оставаться драйвером экономики и принести значительную прибыль. Когда предприниматель постоянно сталкивается с подобным беззаконием и несправедливостью, у него пропадает всякий интерес и желание заниматься бизнесом. Следовательно, необходимо поддержать предпринимателей в этот сложный период и не создавать им препятствий. 


Касимов Дилмурод Султанмуратович

Уполномоченный

Развитие любой экономики зависит от развития частной собственности, предпринимательства и частного сектора.

Text to speech
Звуковое сопровождение