July 14, 2021

Инфографика: Налоговая реформа в Узбекистане в 2016-2020 гг.

Инфографика: Налоговая реформа в Узбекистане в 2016-2020 гг.
Инфографика подготовлена ЦЭИР совместно с ГНК РУз

Проводимая налоговая реформа позволила ликвидировать диспропорцию в налогообложении и несправедливую налоговую нагрузку, а также избавить бизнес от административного давления, поскольку реформа включает в себя и преобразование налоговых органов в сервис-ориентированную службу.

Налоговая политика

В рамках совершенствования налоговой политики осуществлен налоговый маневр, предусматривающий снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда с созданием полноценной цепочки добавленной стоимости и оптимизацией налогов для бизнеса.

В частности, в период с 2016-го по 2020 год отменены страховые взносы для граждан в размере 8%, снижены ставки по социальному налогу и налогу на доходы физических лиц до 12 %, что привело к снижению в 1,5 раза налоговой нагрузки на ФОТ.

Для целей нивелирования налоговой нагрузки с 1 января 2019 года (УП№-5468) введен порог годового оборота, превышение которого приводит к переходу налогоплательщика на уплату НДС и налога на прибыль. Также расширен круг плательщиков ресурсных налогов за счет хозяйствующих субъектов, уплачивающих налог с оборота.

В результате этого в период с 2016-го по 2020 годы количество плательщиков земельного налога с юридических лиц увеличилось в 37,9 раза с 4,1 до 155 тыс. ед., налога на пользование водными ресурсами в 36,5 раза с 3,9 до 141,1 тыс. ед., НДС в 17,3 раза 6,7 до 115,6 тыс. ед., налога на прибыль в 15,2 раза с 7,6 до 115,6 тыс. ед. акцизного налога в 8,8 раза с 0,4 до 3,8 тыс. ед.

Наряду с этим предоставлены налоговые льготы благодаря которым в распоряжении налогоплательщиков оставлены средства в размере 108 трлн.сум. (в 2020 году 28,9 трлн.сум, 2019 году 31,8 трлн.сум, 2018 году 19,7 трлн.сум, 2017 году 15,8 трлн.сум и 2016 году 11,8 трлн.сум.).

В результате последовательного снижения налогового бремени, упрощения системы налогообложения и совершенствования налогового администрирования за период с 2016-2020 годы по состоянию на 1 января 2021 года количество зарегистрированных хозяйствующих субъектов увеличилось в 1,9 раза и составило 1 185 тыс. ед. (против 616,7 тыс. ед. в 2016 г.).


Налоговое администрирование

В рамках реформы осуществлен переход на централизованное администрирование плательщиков НДС с передачей указанной функции территориальным налоговым управлениям.

Разработаны и внедрены такие цифровые инструменты налогового администрирования, как электронные счета-фактуры и онлайн ККМ.

Так, благодаря указанным инструментам:

- в 1-м полугодии 2020 года товарооборот по ЭСФ составил 239,1 трлн.сум, а во 2-м полугодии достигло 798,4 трлн.сум. Информационная система ЭСФ используется 373,1 тыс. хозяйствующими субъектами. Ими сформированы более 22,6 млн ЭСФ;

- 105 тысяч объектов торговли и сферы услуг перешли на онлайн ККМ и виртуальные кассы.

Сформирована основа для создания системы прослеживаемости товаров. В частности, запущен национальный каталог по маркировке продукции с помощью устройств идентификации.

Следующим шагом стало внедрение в тестовом режиме веб-портал Единого электронного классификатора товаров и услуг Республики Узбекистан - tasnif.soliq.uz.

Замыкающим звеном для окольцевания внедренных инструментов налоговыми органами с 7 января 2021 года (ПКМ №1) внедрена система автоматизированная система «Риск-анализа», позволяющая ранжировать налогоплательщиков по степени риска и отбирать кандидатов без человеческого фактора для проведения налоговых проверок.

Обслуживание налогоплательщиков

Для повышения качества обслуживания налогоплательщиков и повышения уровня добровольного исполнения налоговых обязательств внедрены:

  • институт налогового мониторинга, предусматривающий современные формы цифрового взаимодействия с налогоплательщиками;
  • 45 видов интерактивных и электронных услуг;
  • продолжают сокращаться формы налоговой отчетности с 15 до 11, а также их приложений на 23. Здесь сказали не важны даты, потому что автоматизируется НДС (за какой период?)
  • создано мобильное приложение “Soliq”, с помощью которого осуществляется регистрация самозанятых лиц и уплата налогов.

Справочно: на начало мая в стране зарегистрировано 791 035 самозанятых, только в I квартале 2021 года в новом статусе зарегистрировано 143 488 лиц.

В результате комплексных мер по реформирования налоговой системы достигнуты следующие результаты:

  • уровень добровольного исполнения налоговых обязательств составил 95% против 84%; (итоги I квартала текущего года в сравнении с итогами 2020 года за I квартал)
  • обеспечен рост налоговых поступлений в государственный бюджет в 3,3 раза в размере 103,6 трлн. сум. (против 31,4 трлн. сум в 2016 г.).

Справочно: динамика поступлений по видам налогов в 2020 году по сравнению с 2016 годом: по налогу на прибыль обеспечен рост в 11 раз с 2,6 до 28,7 трлн. сум., НДС в 2,9 раза с 6,9 до 20,5 трлн. сум. налогу на пользование недрами в 6,5 раза с 2,5 до 16,4 трлн. сум., НДФЛ в 3,7 раза с 4,1 до 15,1 трлн. сум., акцизному налогу в 3 раза с 3,6 до 10,8 трлн. сум., земельному налогу в 2,5 раза с 0,9 до 2,4 трлн. сум., налогу на имущество в 1,2 раза с 1,6 до 1,9 трлн. сум., налогу на пользование водными ресурсами в 2,9 раза с 162,6 до 478,8 млрд. сум.

  • количество предприятий с иностранным капиталом составило 11 781, в том числе совместных предприятий – 5 672, иностранных предприятий – 6 109;

В рейтинге “Doing business” (“Ведения бизнеса”) Республика Узбекистан поднялась на 69-е место, прибавив за год 2,1 пункта, а с 2016-го — 8,2 пунктов. При этом, по индикатору «Налогообложение» Узбекистан занимает также 69-е место (+0,6), а с 2016 года – 24,6 пунктов.

В рамках дальнейшего реформирования налоговой сферы определены следующие приоритетные направления:

  1. Дальнейшая трансформация налоговых органов в «сервисную» высокотехнологичную организацию (определение в качестве единого информационного оператора).
  2. Модернизация Центра обработки данных с целью увеличения мощностей информационных систем ГНК.
  3. Внедрение автоматизированной системы налогового контроля (Case Management System).
  4. Расширение системы «Регистрация электронных договоров».
  5. Интеграция единой электронной системы классификации товаров, онлайн-ККМ, электронных счет-фактур и маркировки товаров;
  6. Перевод на централизованное администрирование бюджетных организаций в областных налоговых управлениях.
  7. Оптимизация количества районных налоговых инспекций на основе внедрения принципа экстерриториальности обслуживания налогоплательщиков.
  8. Переход на систему налогообложения недвижимости на основе применения рыночной стоимости и др.
  9. Полноценное внедрение системы «комплаенс-контроля» по противодействию коррупции в налоговых органах.

Kasimov Dilmurod Sultanmuratovich

Business-ombudsman

In the conditions of complex economic transformations, if obstacles and restrictions in the activities of entrepreneurs are removed, we will provide them with real assistance

Text to speech
Звуковое сопровождение