14 июля 2021 г.

Инфографика: Налоговая реформа в Узбекистане в 2016-2020 гг.

Инфографика: Налоговая реформа в Узбекистане в 2016-2020 гг.
Инфографика подготовлена ЦЭИР совместно с ГНК РУз

Проводимая налоговая реформа позволила ликвидировать диспропорцию в налогообложении и несправедливую налоговую нагрузку, а также избавить бизнес от административного давления, поскольку реформа включает в себя и преобразование налоговых органов в сервис-ориентированную службу.

Налоговая политика

В рамках совершенствования налоговой политики осуществлен налоговый маневр, предусматривающий снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда с созданием полноценной цепочки добавленной стоимости и оптимизацией налогов для бизнеса.

В частности, в период с 2016-го по 2020 год отменены страховые взносы для граждан в размере 8%, снижены ставки по социальному налогу и налогу на доходы физических лиц до 12 %, что привело к снижению в 1,5 раза налоговой нагрузки на ФОТ.

Для целей нивелирования налоговой нагрузки с 1 января 2019 года (УП№-5468) введен порог годового оборота, превышение которого приводит к переходу налогоплательщика на уплату НДС и налога на прибыль. Также расширен круг плательщиков ресурсных налогов за счет хозяйствующих субъектов, уплачивающих налог с оборота.

В результате этого в период с 2016-го по 2020 годы количество плательщиков земельного налога с юридических лиц увеличилось в 37,9 раза с 4,1 до 155 тыс. ед., налога на пользование водными ресурсами в 36,5 раза с 3,9 до 141,1 тыс. ед., НДС в 17,3 раза 6,7 до 115,6 тыс. ед., налога на прибыль в 15,2 раза с 7,6 до 115,6 тыс. ед. акцизного налога в 8,8 раза с 0,4 до 3,8 тыс. ед.

Наряду с этим предоставлены налоговые льготы благодаря которым в распоряжении налогоплательщиков оставлены средства в размере 108 трлн.сум. (в 2020 году 28,9 трлн.сум, 2019 году 31,8 трлн.сум, 2018 году 19,7 трлн.сум, 2017 году 15,8 трлн.сум и 2016 году 11,8 трлн.сум.).

В результате последовательного снижения налогового бремени, упрощения системы налогообложения и совершенствования налогового администрирования за период с 2016-2020 годы по состоянию на 1 января 2021 года количество зарегистрированных хозяйствующих субъектов увеличилось в 1,9 раза и составило 1 185 тыс. ед. (против 616,7 тыс. ед. в 2016 г.).


Налоговое администрирование

В рамках реформы осуществлен переход на централизованное администрирование плательщиков НДС с передачей указанной функции территориальным налоговым управлениям.

Разработаны и внедрены такие цифровые инструменты налогового администрирования, как электронные счета-фактуры и онлайн ККМ.

Так, благодаря указанным инструментам:

- в 1-м полугодии 2020 года товарооборот по ЭСФ составил 239,1 трлн.сум, а во 2-м полугодии достигло 798,4 трлн.сум. Информационная система ЭСФ используется 373,1 тыс. хозяйствующими субъектами. Ими сформированы более 22,6 млн ЭСФ;

- 105 тысяч объектов торговли и сферы услуг перешли на онлайн ККМ и виртуальные кассы.

Сформирована основа для создания системы прослеживаемости товаров. В частности, запущен национальный каталог по маркировке продукции с помощью устройств идентификации.

Следующим шагом стало внедрение в тестовом режиме веб-портал Единого электронного классификатора товаров и услуг Республики Узбекистан - tasnif.soliq.uz.

Замыкающим звеном для окольцевания внедренных инструментов налоговыми органами с 7 января 2021 года (ПКМ №1) внедрена система автоматизированная система «Риск-анализа», позволяющая ранжировать налогоплательщиков по степени риска и отбирать кандидатов без человеческого фактора для проведения налоговых проверок.

Обслуживание налогоплательщиков

Для повышения качества обслуживания налогоплательщиков и повышения уровня добровольного исполнения налоговых обязательств внедрены:

  • институт налогового мониторинга, предусматривающий современные формы цифрового взаимодействия с налогоплательщиками;
  • 45 видов интерактивных и электронных услуг;
  • продолжают сокращаться формы налоговой отчетности с 15 до 11, а также их приложений на 23. Здесь сказали не важны даты, потому что автоматизируется НДС (за какой период?)
  • создано мобильное приложение “Soliq”, с помощью которого осуществляется регистрация самозанятых лиц и уплата налогов.

Справочно: на начало мая в стране зарегистрировано 791 035 самозанятых, только в I квартале 2021 года в новом статусе зарегистрировано 143 488 лиц.

В результате комплексных мер по реформирования налоговой системы достигнуты следующие результаты:

  • уровень добровольного исполнения налоговых обязательств составил 95% против 84%; (итоги I квартала текущего года в сравнении с итогами 2020 года за I квартал)
  • обеспечен рост налоговых поступлений в государственный бюджет в 3,3 раза в размере 103,6 трлн. сум. (против 31,4 трлн. сум в 2016 г.).

Справочно: динамика поступлений по видам налогов в 2020 году по сравнению с 2016 годом: по налогу на прибыль обеспечен рост в 11 раз с 2,6 до 28,7 трлн. сум., НДС в 2,9 раза с 6,9 до 20,5 трлн. сум. налогу на пользование недрами в 6,5 раза с 2,5 до 16,4 трлн. сум., НДФЛ в 3,7 раза с 4,1 до 15,1 трлн. сум., акцизному налогу в 3 раза с 3,6 до 10,8 трлн. сум., земельному налогу в 2,5 раза с 0,9 до 2,4 трлн. сум., налогу на имущество в 1,2 раза с 1,6 до 1,9 трлн. сум., налогу на пользование водными ресурсами в 2,9 раза с 162,6 до 478,8 млрд. сум.

  • количество предприятий с иностранным капиталом составило 11 781, в том числе совместных предприятий – 5 672, иностранных предприятий – 6 109;

В рейтинге “Doing business” (“Ведения бизнеса”) Республика Узбекистан поднялась на 69-е место, прибавив за год 2,1 пункта, а с 2016-го — 8,2 пунктов. При этом, по индикатору «Налогообложение» Узбекистан занимает также 69-е место (+0,6), а с 2016 года – 24,6 пунктов.

В рамках дальнейшего реформирования налоговой сферы определены следующие приоритетные направления:

  1. Дальнейшая трансформация налоговых органов в «сервисную» высокотехнологичную организацию (определение в качестве единого информационного оператора).
  2. Модернизация Центра обработки данных с целью увеличения мощностей информационных систем ГНК.
  3. Внедрение автоматизированной системы налогового контроля (Case Management System).
  4. Расширение системы «Регистрация электронных договоров».
  5. Интеграция единой электронной системы классификации товаров, онлайн-ККМ, электронных счет-фактур и маркировки товаров;
  6. Перевод на централизованное администрирование бюджетных организаций в областных налоговых управлениях.
  7. Оптимизация количества районных налоговых инспекций на основе внедрения принципа экстерриториальности обслуживания налогоплательщиков.
  8. Переход на систему налогообложения недвижимости на основе применения рыночной стоимости и др.
  9. Полноценное внедрение системы «комплаенс-контроля» по противодействию коррупции в налоговых органах.

Касимов Дилмурод Султанмуратович

Уполномоченный

Важным аспектом нынешних реформ не является поиск недостатков предпринимателей и наказывать их, а научить их правильно организовывать свою работу

Text to speech
Звуковое сопровождение