
Уважаемые главы делегаций!
Искренне рад встрече с вами, дорогие друзья, в неповторимом
городе Габале, издревле являющемся одним из важных торговых и культурных
центров на Великом шелковом пути.
Прежде всего хочу выразить признательность Его
Превосходительству Президенту Азербайджанской Республики уважаемому Ильхаму
Гейдаровичу Алиеву за организацию саммита на высоком уровне и традиционное
гостеприимство.
В последние годы непосредственно по Вашей инициативе мы
побывали во многих регионах современного Азербайджана. Стали свидетелями того,
как с каждым днем все больше благоустраивается прекрасный Карабах, видим
огромную созидательную работу в городах Шуше, Ханкенди, Агдаме. Как ваши
близкие друзья мы, конечно, очень рады этим позитивным процессам.
Не будет преувеличением сказать, что подписанная благодаря
Вашей твердой политической воле Декларация о мире с Арменией является общей
победой для тюркских государств. Это историческое соглашение открывает перед
нашими странами широкие возможности сотрудничества в торговле, экономике, сфере
транспорта и гуманитарном направлении.
Уважаемые коллеги!
Выражаю признательность Его Превосходительству Президенту
Кыргызской Республики уважаемому Садыру Нургожоевичу Жапарову за эффективное
председательство в Организации в течение года и достойный вклад в то, что наше
сотрудничество вышло на новый уровень.
Наша нынешняя встреча на тему «Региональный мир и
безопасность» проходит в условиях сложных геополитических изменений и растущих
угроз безопасности в мире. Выступившие до меня коллеги высказали свои мнения и
предложения по этим вопросам.
На недавней юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи
Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке выступления и подходы мировых
лидеров в очередной раз продемонстрировали отсутствие единой позиции
относительно архитектуры политики и безопасности современного мира.
Само время требует от нас глубокого реформирования и
совершенствования системы глобального управления, повышения роли ООН и ее
Совета Безопасности. В частности, важной задачей является усиление тесного
сотрудничества в целях укрепления места и голоса развивающихся государств.
Самые болезненные проблемы мира, обостряющиеся на
евразийском континенте конфликты и войны, которым не видно конца, безусловно,
негативно сказываются и на наших государствах.
У всех нас серьезную обеспокоенность вызывают трагедия в
секторе Газа, ситуация вокруг Украины, проблемы иранской ядерной программы и
вопросы стабильности в Афганистане.
Мы приветствуем стремления и новые планы ведущих мировых
держав по формированию справедливого миропорядка, обеспечению взаимного доверия
и безопасности.
Считаю, что в целях глубокого анализа глобальной ситуации и
принятия необходимых решений время требует проведения совместных встреч
министров иностранных дел и руководителей спецслужб Организации тюркских
государств. Мы выступаем с инициативой о проведении первой совместной встречи в
следующем году в Самарканде.
Уважаемые главы делегаций!
Как показывает анализ, за короткое время Организация
тюркских государств вошла в число быстро развивающихся авторитетных
международных структур. Об этом ярко свидетельствуют прежде всего расширение
политического диалога на высоком уровне между нашими странами, укрепление
взаимного доверия, активная реализация практических партнерских проектов и
гуманитарных программ.
Приведу только один пример. Сегодня в рамках нашей Организации
практическое сотрудничество осуществляется по более чем тридцати пяти
направлениям. Объем взаимной торговли между нашими странами стабильно растет, и
как ожидается, удвоится до 2030 года.
Хочу отдельно остановиться на ряде вопросов согласно повестке
дня.
Нашей приоритетной задачей является дальнейшее повышение
авторитета и потенциала Организации, укрепление в ближайшей перспективе ее роли
как площадки для эффективного сотрудничества.
В этой связи мы поддерживаем скорейшее согласование и
принятие Договора о стратегическом партнерстве, вечной дружбе и братстве между
тюркскими государствами. Безусловно, как главный политический документ развития
нашего сотрудничества этот важный договор послужит прочной основой для
дальнейшего сближения наших братских народов и выведения практических связей на
новый уровень.
В целях дальнейшего расширения и ускорения динамики нашего
многопланового партнерства предлагаем разработать Стратегию развития
Организации до 2030 года и отдельную «дорожную карту». Считаем целесообразным
предусмотреть в них следующие конкретные направления и меры.
Во-первых, в качестве основного направления мы рассматриваем
развитие торгово-экономических отношений и углубление промышленной кооперации
между нашими странами.
Выступаем за формирование в ближайшей перспективе в рамках
нашей Организации Пространства новых экономических возможностей. Прежде всего
речь идет о создании максимально благоприятных условий, правовой базы и
инфраструктуры для торговли, бизнеса и взаимных инвестиций.
В целях последовательного развития практического
сотрудничества и разработки конкретных проектов, в частности, согласования
планов в рамках Тюркского инвестиционного фонда, настало время создать
Постоянный совет тюркских государств по экономическому партнерству. Важно,
чтобы этой структурой управляли заместители премьер-министров наших стран, она
должна действовать на постоянной основе. Мы готовы разместить в Ташкенте
Проектный офис Совета.
В рамках Совета мы можем реализовать ряд новых инициатив. В
частности, в сфере постоянного внимания Совета должны находиться вопросы:
создания Промышленного альянса тюркских государств и содействия тем самым
продвижению кооперационных проектов наших ведущих компаний в области
машиностроения, горнодобывающей промышленности, электротехники, нефтехимии,
фармацевтики, легкой, пищевой промышленности, производства строительных
материалов; внедрения электронной системы «Тюркские зеленые коридоры» в целях
дальнейшего увеличения объемов взаимной торговли и сближения технических регламентов;
создания консорциума «Зеленая трансформация» для совместной реализации проектов
по «зеленой» энергетике, «зеленому» водороду и аммиаку, привлечения передовых
технологий, стандартов и компетенций, широкого внедрения механизмов
государственно-частного партнерства; развития стратегической
минерально-сырьевой базы и производства продукции с добавленной стоимостью.
При этом важно принять практическую Программу
сотрудничества, основанного на принципе «сырье – переработка – наука и
технологии – готовый продукт».
Во-вторых, в обеспечении продовольственной безопасности наши
страны могут стать мировыми лидерами по производству и поставкам органической
сельскохозяйственной продукции.
Согласно анализу ФАО, сегодня объем мирового рынка
органической продукции превышает 225 миллиардов долларов, и ожидается, что в
будущем этот показатель будет ежегодно расти на 10 процентов.
Исходя из потенциала наших стран в данной сфере, при
производстве качественной и востребованной органической продукции нам
необходимо усилить научные исследования и селекцию, промышленную кооперацию и
логистические связи.
В будущем наши органические продукты могли бы выйти на
мировой рынок под единым брендом. В этой связи предлагаем создать Экспертную
рабочую группу под контролем министров сельского хозяйства наших стран,
отобрать первые «пилотные» проекты и реализовать их.
В-третьих, мы все глубоко осознаем необходимость укрепления
транспортной взаимосвязанности тюркских государств и проведения
скоординированной политики в области развития международных транзитных
коридоров.
Полностью поддерживаем все вышеперечисленные планы по
последовательному развитию Срединного коридора. Главное, чтобы этот коридор
отличался конкурентоспособностью. Он должен обеспечивать самые благоприятные
условия для бизнес-сообщества.
В этой связи придаем большое значение применению оптимальных
транзитных тарифов, проектам по развитию современной транспортной
инфраструктуры и внедрению цифровых таможенных процедур.
Следует подчеркнуть, что в случае соединения Срединного
коридора со строящейся железной дорогой Китай – Кыргызстан – Узбекистан и
перспективным Трансафганским коридором мы добьемся создания многоотраслевой
стратегической системы магистралей в нашем обширном регионе.
Уверен, что все наши инициативы, связанные с транспортной
сферой, будут всесторонне обсуждены в рамках Международного форума по
мультимодальным перевозкам, который состоится в Ташкенте 12 ноября.
Рассчитываем на активное участие в нем национальных делегаций в составе
министров транспорта, руководителей крупных логистических компаний и
ассоциаций, ученых и экспертов.
В-четвертых, когда речь идет о масштабных промышленных и
инфраструктурных проектах, особое значение имеет внедрение эффективных
финансовых инструментов.
В этой связи мы, безусловно, выступаем за расширение
деятельности Тюркского инвестиционного фонда. Наряду с этим в целях привлечения
дополнительных средств в приоритетные проекты предлагаем принять Программу стратегического
сотрудничества с Исламским банком развития, Европейским банком реконструкции и
развития и другими международными и национальными финансовыми институтами
развития.
В-пятых, важными драйверами устойчивого развития наших стран
становятся сферы искусственного интеллекта, цифровизации и креативной
экономики.
Для объединения наших усилий в этих направлениях предлагаем
принять «Дорожную карту по реализации проектов в области искусственного
интеллекта и креативной экономики».
Также выступаем с инициативой о проведении в нашей стране
Международной выставки Тюркского мира.
В-шестых, важно вывести наше сотрудничество в области науки
и образования на новый уровень на основе принципа «Просвещение против
невежества».
В 2025–2026 годах Узбекистан будет председательствовать в
Союзе тюркских университетов, объединяющем более 100 университетов. На
следующей неделе в Ташкенте состоится Генеральная ассамблея Союза.
В период нашего председательства мы внесём предложение о проведении
Дней тюркской науки и инноваций.
В целях укрепления сотрудничества в этой области,
стимулирования исследований талантливых ученых в Узбекистане начинает свою
деятельность Международный университет тюркских государств. Представляется
целесообразным на базе этого вуза разработать Программу поддержки совместных
исследований.
В-седьмых, в целях предотвращения распространения среди
нашей молодежи чуждых и деструктивных идей предлагаю принять План действий по
борьбе с экстремистской и радикальной идеологией на пространстве тюркских
государств.
Наряду с этим мы продолжим тесный диалог, направленный на
борьбу со всеми проявлениями исламофобии.
Кроме того, важным шагом, несомненно, станет разработка в
рамках нашей Организации совместных мер по экологическому просвещению молодежи.
Хочу обратить ваше внимание на еще один вопрос. В следующем
году мы широко отметим 585-летие великого поэта и мыслителя Алишера Навои и
885-летие великого азербайджанского поэта Низами Гянджеви.
В целях дальнейшей популяризации их идей гуманизма, дружбы и
братства, бесценного литературного наследия предлагаем провести международную
научную конференцию «Творчество Низами Гянджеви и Алишера Навои в духовной
жизни Тюркского мира».
Уважаемые главы делегаций!
В заключение желаю больших успехов Президенту
Азербайджанской Республики, уважаемому Ильхаму Гейдаровичу Алиеву, вступающему
на пост председателя нашей Организации.
Убежден, что принимаемая сегодня Габалинская декларация
послужит реализации совместно продвигаемых нами благородных инициатив и планов
и внесет достойный вклад в общее развитие наших государств и процветание наших
братских народов.
Благодарю за внимание.